Трубная Металлургическая Компания (ТМК) осваивает новые марки стали для изготовления труб, необходимых для закачки углекислого газа в подземные хранилища, сообщил заведующий лабораторией защиты от коррозии и эксплуатационной надежности Научно-технического центра (НТЦ) ТМК Евгений Харламов на Национальном нефтегазовом форуме в Москве.
Тема разработок моделей для закачки углекислого газа является крайне актуальной на протяжении последних трех лет, крупнейшие российские нефтяные компании активно разрабатывают проекты по утилизации углекислого газа: создают новые эффективные математические модели процесса захоронения, фильтрации газа и его вытеснения в подземных газохранилищах, бурят новые опытные скважины, подбирают наземное оборудование, компрессоры, скважинную сборку, в том числе выбирают материальное исполнение коррозионностойких труб.
В рамках этой работы ТМК разрабатывает и испытывает специальные коррозионностойкие марки сталей и трубную продукцию, необходимую для освоения новых методов закачки СО2 в пласт. Для этого в компании задействованы два крупных исследовательских центра — Русский научно-исследовательский институт трубной промышленности (РусНИТИ) в Челябинске и НТЦ ТМК в «Сколково». На базе центров проводятся уникальные испытания по моделированию пластовых условий заказчика.
«Мы проводим испытания на сульфидное растрескивание под напряжением, водородное растрескивание, испытания на общую коррозию. В нашем распоряжении находятся суммарно четыре автоклава, которые позволяют проводить испытания как в сероводороде, так и в углекислом газе, в том числе в его сверхкритическом состоянии, а также испытания на смешанную коррозию: углекислый газ плюс сероводород», – сказал Евгений Харламов.
Он отметил, что нефтяные компании не выработали консолидированное решение о том, какое агрегатное состояние газа – жидкое или сверхкритическое – является оптимальным для закачки CO2 в пласт. Это связано с индивидуальной особенностью строения пластов, их емкостью и фильтрационной способностью. При этом материалы необходимо подбирать под конкретные условия транспортировки и закачки СО2. Евгений Харламов подчеркнул, что ТМК способна ответить на эти технические вызовы и благодаря наличию собственных лабораторий может проводить широкий спектр специальных испытаний под индивидуальные требования заказчиков.